Система МИР – против Монтессори педагогики Содержание
Вопрос об исходных концепциях, понимании ребенка 1. Вопрос об исходных концепциях, понимании ребенка как личности П.В. Тюленев принципиально возражает против исходной концепции
Монтессори – педагогики, с которой не соглашается практически ни один
современный родитель, и которая сводит роль воспитателя или родителя к
сравнительно пассивному наблюдателю и помощнику своему ребенку. В качестве
девиза Монтесори-педагоги в последнее время выдвигают, красивую, но ошибочную
для отражения сущности педагогической программы, фразу: "Помоги мне это сделать
самому!". Она исходит из предопределенности личности, что совершенно не
соответствует задачам и педагогики Монтессори особенно. Задачей специальной
педагогики было изменить личность, реабилитировать с проблемами умственного
развития. Такая исходная позиция - ссылаться на некие индивидуальные, неповторимые особенности (-читай, гены), к сожалению, привлекательна для многих педагогов, что превращает Монтессори педагогику в своеобразный «профсоюз педагогов», где социально и методически защищены в первую очередь, педагоги, а не наши дети, постольку, поскольку эта исходная позиция Монтессори – педагогики позволяет толковать процесс развития и воспитания ребенка совершенно различным способом, часто диаметрально противоположными. Широкий спектр толкований этой исходной позиции
позволяет под маркой «Монтессори» скрываться самым разным, в том числе
антигуманным педагогам. Естественно, в широко смысле родителям разобраться в
истинном качестве услуг этого замкнутого педагогического сообщества вовремя
практически невозможно, и дети оказываются жертвами постоянно идущего в недрах «Монтессори
- центров» экспериментов. Хорошо, если это удачные эксперименты. Даже сами
специалисты, сторонники этой педагогики утверждают, что многие руководители
Монтессори - центров даже не знают... какого пола была Монтессори! Кроме того, для большинства родителей очевидно, что
использование Монтессори – педагогики например, в начале нового, 21-го века,
означает отказ от более, чем пятидесяти лет развития наук о человеке. На самом
деле, действительно, сегодня имя Монтессори будет означать отказ от бесчисленных
научных открытий в области педагогики, психоанализа, эффективных психотехник; а
также отказ от достижений социальной психологии, комплекса лингвистической
философии, семиотики семантики, нейролингвистической психологии, суггестивной
педагогики, теории интеллекта и многого другого. Обратимся к тому, как относятся к этому в стане самой корректирующей
педагогики Монтессори. Эту двойственность подтверждают сами защитники Монтессори
– педагогики, в частности, руководитель Московского Монтессори -
Центра К. Сумнительный, который пишет: Возражая Монтессори – педагогике, П.В. Тюленев, указывает на трагические факты воспитания детей животными, а также на трагикомические результаты педагогов - вальдорфцев, как крайние следствия именно этой позиции Монтессори. Сюда с полным правом можно добавить и религиозное воспитание, которое служит разделению людей на непримиримые враждующие сообщества. П.В. Тюленев считает, что ребенок имеет право на наиболее оптимальное, наилучшее интеллектуальное развитие, которое достижимо на данный момент развития общества. Такая позиция, по крайней мере, призывает и обязывает педагогов разобраться и знать, а какие же «современные наилучшие условия развития способностей на данный момент существуют. Именно такое требование соответствует «Конвенции о правах ребенка», принятой в конце 80 годов и признанной Россией. Законы П.В. Тюленева в системе МИР вполне конкретны, они основаны на том, о чем Монтессори не знала и даже не подозревала, и они гласят: «Каждый ребенок – потенциальный интеллектуальный гений, помогите ему развиться!» «Воспитание до одного года – воспитываете гения» «Развивая до дух лет – воспитываете талант» «Развивая до 3-х лет – воспитываете способного ребенка» (В книгах П.В. Тюленева: «Каждой семье - одаренных детей», 1998 г., "Читать - раньше, чем ходить" (1995 г.) и других. 2. Вопрос об отношении к личности педагога и его роли Против детей и родителей действует и второе принципиальное положение Монтессори – педагогики. Здесь тоже наблюдается декларативное сходство школ Монтессори и «вальдорфцев». Вторая сходная черта - это отношение педагогов к роли воспитателя, учителя. По их мнению учитель должен быть адвокатом ребенка и помочь малышу достичь духовного и физического комфорта. Образ мыслей, убеждения и взгляды учителя направлены на помощь ребенку в самоусовершенствовании его личности. Однако, этот путь самосовершенствования Монтессори и вальдорфцы понимают диаметрально противоположно! Подобная же неразбериха царит во всех «Монтессори центрах». Итак, все также списывается на личность ребенка, которая на самом деле ни обществом, ни не признается таковой до 18 лет. Таким образом, Монтессори – педагоги выводят себя за рамки законов, и могут творить, что угодно, ссылаясь на «личность», а на самом деле на то, чего нет и быть не может, поскольку чтобы стать личностью ребенок проходит несколько стадий, что в различных вариантов установлено и признается современной наукой о человеке. Но ссылки на Монтессори, жившую более ста лет тому назад, автоматически освобождают педагогов от какой – либо ответственности за неиспользование современных методов интеллектуального развития и образовательных технологий. 3. Свобода выбора педагога: чем она оборачивается на деле? Третье положение Монтессори – педагогики выглядит сегодня столь же абсурдно, как и первые два. Так, в работах наиболее видного пропагандиста Монтессори К. Сумнительного мы находим, что в Монтессори – педагогике имеет место своеобразная «демократия», которая, кстати, не учитывает пожеланий родителей о желательности наилучшего или даже максимального развития способностей: Требования Монтессори – педагогов к себе весьма занижены: «Каждый педагог или родитель вправе сам выбрать ту, во многом разную логику, которые предлагают эти две педагогические системы.» Тюленев категорически не соглашается с этим, и напоминает, что согласно «Конвенции о правах ребенка» педагог обязан выбрать наилучшие, оптимальные возможности для развития и образования ребенка. В соответствие с этим, педагоги в системе МИР обязаны следить за наилучшими достижениями педагогики, психологии и родительского опыта, и использовать их для воспитания и образования детей. Если это в каких – то «Монтессори – центрах» делают именно так, то это происходит, очевидно, вопреки исходным положениям, вследствие того, что отдельные педагоги придерживаются более активной позиции чем та, которая заявлена Монтессори. 4. Отношение к интеллектуальному развитию. Последователи Монтессори «последовательно» искажают в свою пользу идеи
Монтессори. По их мнению, «для Монтессори вопрос об интеллектуальном развитии
является лишь вопросом об организации помощи малышу в его естественном развитии.
Технологии обучения только поддерживают и помогают, а не насилуют и не форсируют
природу ребенка. Только уважая и всматриваясь в малыша, учитель и все, кто по
роду своей деятельности занят обучением и развитием ребенка (дошкольника),
должны способствовать его продвижению по пути самостановления». Следствием таких «революционных утверждений» является то, что, например, «вальдорфская педагогика», использовав такое право выбора, принципиально считает недопустимым интеллектуальное развитие ребенка до 7 лет. Все это свидетельства того, что в выборе исходных концепций, в построении образовательных технологий и во многом другом, «Монтессори - педагоги» опираются на архаические, наивные донаучные представления. Только во второй половине 20 – го века стало известно, что интеллект – это способность человека к социальной адаптации. По разному отвечают эти два направления и на вопрос о позиции учителя по отношению к ребенку. Так Вальдорфская педагогика считает, что образ учителя является для ребенка идеалом, которому он подражает во всем. Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой. Монтессори - учитель идет вслед за ребенком, раскрывающим свои внутренние возможности. Это различие также имеет свои корни в разном понимании природы и законов развития ребенка. Система МИР рассматривает развитие систем восприятия как первоочередную
задачу родителей и воспитателей - педагогов. Без развитых систем восприятия (зрение,
обоняние, слух, вкус и т.д. включая экстрасенсорные), оптимальное развитие
интеллекта невозможно. Так же как и у Монтессори, сенсорный материал Тюленева развивает все органы чувств и дает возможность узнавать все необходимые свойства предметов - величину, объем, форму, цвет, вкус, вес, поверхность. Разумеется, ребенок впоследствии переносит эталоны качеств и свойств предметов на реальное окружение. 7. Отношения ребенка с предметами реального мира "В Монтессори - группе, ребенок вступает в контакт с конкретными объективными качествами предметов, с неким уменьшенном масштабе, который он перенесет на обычную каждодневную жизнь". У Тюленева чаще всего ребенок имеет дело с реальным масштабом, например, уже с 1 – 1,5 лет приобщается к пишущей машинке, компьютерной клавиатуре, свободно ориентируется в полях шахматной доски, и даже свободно и с увлечением … руководит действиями взрослых, когда его выберут в очередной раз "Президентом". Практически ко всему, что можно перечислить из достижений воспитанников Тюленева, следует добавить «впервые в мире», «впервые в истории человечества» … в таком - то возрасте. "А что же у «вальдорфцев»? Сенсорные впечатления в Вальдорфской группе отнюдь не системны. Они довольно случайны и узнавание конкретных признаков вещей может растянуться на неопределенное время." 8. Отношение к сензитивным периодам Учение о сензитивных периодах появилось около 1870 года, примерно в год рождения Марии Монтессори. В отличие от «вальдорфцев», которые не ведают о последних, Монтессори принимает, что у ребенка есть весьма ограниченное время для развития чувств и их совершенствования. Это сензитивный период сенсорного развития и утончения органов чувств. Здесь мы видим по сути вновь противоречие подходов к чувственному воспитанию Монтессори и Вальдорфа. И вряд ли может быть иначе, ведь система МИР, антропология и антропософия исходят из совершенно разных оснований. В системе МИР пересмотрены все сензитивные периоды, о которых было известно во времена М. Монтессори. 9. Вопрос об отношении к сказкам. Что рассказывать детям: волшебные сказки, на которых базируется Вальдорфская педагогика или истории наполненные реальными знаниями о жизни, как это предлагала Монтессори. С одной стороны, сказка - это культура страны, богатство языковых средств выражения, а с другой, По мнению Монтессори, сказка не содержит материала для развития воображения, как действующей субстанции человеческого интеллекта. Сказка в этом смысле не является стимулом для продуктивного творческого познания и развития. Более того, крайне спорен и психологический эффект от сказок с героями символизирующими зло. Что же касается системы МИР, то ребенок, начавший читать раньше, чем ходить, примерно с возраста трех лет сам, почти ежедневно сочиняет и печатает собственные сказки, соединяя воедино рационально –интеллектуальный подход Монтессори и культурно – языковый подход «вальдорфцев», демонстрируя совершенно невозможные результаты для обеих устаревших систем. 10. Отношение к обществу и сами себе Сторонники Монтессори пишут: «Так, сообщество Вальдорфцев монолитно и носит черты секты стремящейся всосать в себя весь окружающий мир». Такое утверждение очень сомнительно, так как дело обстоит как раз наоборот: «вальдорфцы» как изначально непрофессиональные педагоги, а эстетствующие философы, изначально стремились опутать своей «человекомудрствующей» педагогикой только элиту. «Вальдорфцы» не смогли бы выжить столько лет, делая иначе: их воспитанники были состоятельными и не нуждались в особом интеллектуальном развитии: деньги и капиталы богатых родителей позволяли им не пользоваться этой излишней роскошью – интеллектом. В лице воспитанников «Вальдорфской школы» мы имеем дело с подобием аристократов, капиталистов, меценатов, разбирающихся в живописи, искусстве и тому подобное, но которым не ведомы ни математика, ни серьезные естественные науки, и вообще, излишний интеллект вредит. Всосать в себя весь мир хотят именно Монтессори –педагоги, именно они навязывают родителям волю и позиция профессионала – педагога, что является абсолютно неприемлемым для общества. Как раз родители и борются против такой же всепоглощающей системы в виде традиционной педагогики, которая фактически монополизировала сферу интеллектуального становления детей вот уже более 300 лет. Безусловно, Монтессори - педагогика неизмеримо лучше традиционной, но факт остается фактом: в эту педагогику вошли достижения психологии, социологии, а также представления физиологии первой половины прошлого, 20-го века, не более. Напротив, Тюленев считает, что методы интеллектуального развития детей должны быть прозрачны прежде всего для родителей - заказчиков педагогических услуг и система МИР правильно и научно расставляет акценты в позициях родителей и педагогов. В то же время сегодня, неправомерно втягивая в свои специализированные группы нормальных обычных детей, препятствуя тем самым массовой реализации современных "методов интеллектуального развития ребенка", корректирующая "Монтессори - педагогика" превращается в своеобразный, замкнутый, консервативный профессиональный союз педагогов, отстающих теперь уже не на триста, а "всего - навсего" на сто лет: "Монтессори же педагоги постоянно объединяются в многочисленные
ассоциации и профессиональные союзы, адаптируясь в совершенно разных странах и
социальных условиях, стремясь размножить свои сообщества под многими названиями,
выходя в этот бурлящий современный мир." 11. Мария Монтессори не занималась методами раннего развития ребенка, а использование этих методов в коммерческих Монтессори - центрах незаконно и, мягко скажем, антипедагогично В качестве иллюстрации того, как относится Монтессори - педагогика к раннему развитию, приведем отрывок из "Бесед по Монтессори", опубликованных в 1999 году, то есть, книги напечатанной через семь лет после публикации "В пять лет - в пятый класс", и через четыре года после опубликования книги Павла Тюленева "Читать раньше, чем ходить". Вот что пишет "В беседах по Монтессори", автор, директор Московского "Монтессори - центра" К.С. Сумнительный: «С другой стороны мы не рекомендуем брать ребенка в группу Монтессори раньше 3 лет. Именно этот возраст становится порогом, на котором способность ребенка бессознательно собирать и накапливать в подсознании свои чувственные впечатления, называемая Монтессори впитывающим умом приобретает новые качества, такие как способность, конкретизировать свое ощущение и разделять впечатления. Ребенок активизируется и стремится к осознанной работе. А настойчивого папашу все-таки удалось уговорить, и он отдал своего ребенка в традиционную группу по подготовке к школе». Отметим, что по педагогической системе Тюленева ребенок к возрасту 3-х
лет читает, пишет, считает, сочиняет, пишет диктанты, ведет дневник на пишущей
машинке или компьютере уже на уровне 2 - 4 го классов начальной школы. 12. Так как же понимать: хороша или плоха "Монтессори - педагогика"? На этот вопрос можно кратко ответить так: "Педагогика Монтессори (возраст ребенка от 3 до 7 лет) - это на порядок лучше, чем традиционная педагогика, но и на порядок хуже, чем педагогика Тюленева". Для периода раннего развития Монтессори – педагогика, корректирующая по своей сути, крайне вредна, так как этот период не был предметом специальных исследований Марии Монтессори. Отметим, для этого возраста с 60-х годов что наилучшей, наиболее эффективной системой была система домашнего развития и воспитания Б.П. Никитина, шестеро детей которого в 60 – 70 – е годы окончили среднюю школу на 3 – 4 года раньше обычного срока. Для школьного возраста Монтессори – педагогики также не существует. Лучшей технологией здесь вот уже в течение 30 лет остается методы интеллектуального развития В.Ф. Шаталова, члена Президиума АОР. Метод В.Ф. Шаталова в среднем в три раза сокращает сроки обучения в средней школе по физике и другим предметам, исключая математику – здесь сокращение сроков обучения составляет еще больше: от 5 раз (алгебра) до 10 раз (тригонометрия, стереометрия).
Продолжение следует |
|