Ложная память

Программа П.В. Тюленева: "КАЖДОЙ СЕМЬЕ - ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ";
© Содержание сайта
©
Человек Развитый
©
Раннее развитие
© Система МИР
© П.В. Тюленев  
©
Последователи
© Другие авторы
© Читать - раньше, чем ходить 
©
Печатать - раньше, чем ходить
©
В пять лет - в пятый класс - 1992 г.
©
Другие методы  
©
Интеллектика
@
Детские сады
© Ребенку- геном на CD
©
Публикации
®
Карта - каталог
® Пособия. ® Игры. 
®
Общий прайс - лист 
®
Магазины ® Семинары
® Конгресс родителей
@
Школы и вузы
@ Развивающие комплекты
@
Заказать
@ МИР-1
@ МИР-2
@ МИР-3
@
Многоязыкий
ребенок
@ Родительский клуб @ Проекты
@ У Вас вопрос
@ Предложениея
@ Написать письмо @ Регистрация  
@ Вакансии
Полное оптимальное образование, или диссертация - к возрасту 18 лет

Психотерапия ложной памяти

Почему существует поговорка "врет как очевидец"? Почему несколько человек, оказавшихся свидетелями одного и того же события, вспоминают о нем по-разному. Почему человека может преследовать воспоминание о том, чего на самом деле не было? Учитывать методы психотерапии ложной памяти - рекомендации АОСЭР, системы МИР. 

Причины ложных или искаженных воспоминаний психологам известны давно. В них виноват и особый склад личности, заставляющий человека замечать одно и упускать из виду другое, и власть стереотипов, отправляющих восприятие по проторенной дороге привычных ассоциаций, и наоборот, а также необузданная фантазия и внушаемость... Ложное воспоминание может сформироваться сразу после восприятия или даже в процессе самого восприятия, а может и через некоторое время, когда сознание случайно оживит событие перед мысленным взором или намеренно вызовет его из глубин памяти. Чем больше времени пройдет от события до момента воспоминания о нем, тем больше оно рискует исказиться. Ведь столько новых впечатлений наложилось на память воспоминающего, столько нового оставило след в его личности. Справедливо говорил Ницше, что "драму воспоминания ставил уже другой режиссер, не тот, который руководил постановкой восприятия".

 

О психологических причинах ложных воспоминаний немало писал и Фрейд. Вся его знаменитая теория забывания, изложенная в "Лекциях по введению в психоанализ", в сущности, посвящена этой проблеме. Но ни Фрейд, ни его последователи не подозревали, что кроме психологических причин у ложных воспоминаний есть еще и чисто физиологическая основа.

 

Об открытии этой основы рассказывают в одном из последних выпусков журнала "Nature" его авторы - Карим Надер и Гленн Шейф, два ассистент-профессора из Неврологического центра Нью-Йоркского университета. Но у каждого открытия, даже если оно неожиданное и случайное, есть своя история и предыстория. Предысторию того, что открыли Надер и Шейф, мы находим в трудах невропатологов XIX века, которые описали во всех подробностях, как люди, перенесшие сотрясение мозга или психический шок, теряют память на то, что предшествовало роковому событию. Иногда забвение охватывало у них длительный период. Но постепенно и амнезия сжималась во времени, и невспоминаемым оставался лишь небольшой отрезок, непосредственно примыкавший к тому мигу, когда человек потерял сознание.

В 50-е - 60-е годы ХХ века начинаются основные исследования, о которых идет речь. Биологи пытаются понять механизмы памяти. Они вырабатывают у подопытных животных простые навыки и воздействуя на них электрошоком, смотрят, сколько времени понадобится, чтобы навык запомнился прочно, и электрошок его не стер. Возникают представления о кратковременной памяти, которая может быть непрочной и легко стираемой, и о памяти долговременной, которую никакой шок не отшибет. Возникает и понятие о консолидации следов: у тех, кто не помнит, что было непосредственно перед шоком, следы воспринимаемого не успели консолидироваться. Каков же механизм этой консолидации? Биологи склоняются к тому, что в мозгу, в нейронных контурах, по которым циркулируют электрические импульсы, несущие в себе закодированную информацию о воспринимаемом, происходит синтез белков. У памяти молекулярная природа.

 

Тогда же обнаруживается, что подобно электрошоку действуют на память и некоторые химические вещества. Они мешают вспоминать то, что без них вспоминается без всякого труда. Но их действие видно лишь в масштабах целого мозга, а на что они действуют в клетках - неясно.

 

Сегодня эта клеточная химия изучена досконально и эксперименты, которые ставят Карим Надер и Гленн Шейф, лишь на поверхностный взгляд похожи на то, что делали их предшественники. Вот они берут подопытную крысу и для начала вырабатывают у нее простейший рефлекс страха или, как говорят физиологи, "рефлекс избегания". Крыса, сновавшая по клетке, внезапно слышит звонок и одновременно ощущает лапками несильный удар тока. При следующем звонке она уже в страхе застывает. Она боится очутиться на том месте, где ее ударило током.

 

Исследователями известно, что страх запечатлен у крысы в маленьком отделе мозга, именуемом миндалиной. Миндалина ведает эмоциями. Больше того, им известно, как и где этот страх распределен по клеткам миндалины. Опыты показывают, что если в миндалину впрыснуть вещество, блокирующее синтез белка, вскоре после выработки рефлекса, страх в долговременную память перейти не успеет, и крыса при звонке не оцепенеет, а, как ни в чем не бывало, ступит на опасный участок пола и получит удар током. Но если инъекцию сделать, скажем, через 6 часов, мозг успеет синтезировать новые белки, консолидация следов воспринятого состоится, и крысу на опасный участок ничем не заманишь. В течение 6 часов память, как говорят ученые, остается лабильной - открытой для всевозможных манипуляций. Прошло 6 часов - она твердеет.

 

Надеру приходит в голову новая идея, и он предлагает поставить эксперимент иначе: сначала все идет по традиционной схеме: у крысы вырабатывается связь: "звонок - электрический шок". Экспериментаторы выжидают не 6 часов, а все 30, чтобы страх утвердился в крысином мозгу надежно и прочно. Затем они включают звонок, чтобы оживить у крысы ужасное воспоминание и впрыскивают ей в миндалину вещество, блокирующее синтез белка.

 

"Не подействует блокатор на усвоенный урок", - говорит Шейф. "А вдруг", - отвечает Надер. Шейф не сомневается. "Память о шоке станет прочнее" - убеждает он Надера. В самом деле, блокатор не даст крысе запомнить, что звонок не обязательно связан с шоком, как это получилось в последние разы, утвердившаяся связь между звонком и шоком остается нетронутой и закрепится еще сильнее. "Спорим, что это будет именно так", - Надер принимает вызов, хотя в своей победе не совсем уверен. Ставка - коктейль "космополитен".

 

Через три недели Надер выигрывает пари. Вместо того, чтобы замереть в ужасе при звуках звонка, крыса просто реагирует на него - останавливается и с любопытством поднимает мордочку. Ее память лабильна и открыта для любых воздействий. Звонок - так звонок. Бояться нечего...

 

Надер и Шейф подчеркивают, что их опыт - это всего лишь первый шаг в новом направлении. Еще неизвестно, можно ли будет так манипулировать памятью на другие впечатления, или дело ограничится одной памятью на страшное, и не совсем понятно, почему эволюция разрешило своим созданиям корректировать и подправиться воспоминания. Впрочем, понятно: если память будет состоять из застывших впечатлений, ей труднее будет воспринимать новую информацию. Иногда полезно помнить об опасности, а иногда - не вспоминать о ней.

 

Открытие, сделанное Надером и Шейфом, вызвало интерес у исследователей, связанных с медициной. "Результат их опытов могут вызвать к жизни новое направление в лечении душевных болезней", - считает Элизабет Лофтус - психолог из университета штата Вашингтон в Сиэтле. Пациенты, страдающие от навязчивых и ложных воспоминаний, порожденных больной фантазией и от всевозможных фобий, могут освободиться от них, просто-напросто стерев их из своей памяти, с помощью блокаторов белкового синтеза, которые введет им врач в нужный момент.

 

 
"Читать - раньше, чем ходить" - самое замечательное гуманитарное открытие 20-го века
Home Up Теории развития мозга
"Раннее развитие ребенка" и "Система МИР", а так же названия методов "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить" и т.д. являются защищенными объектами интеллектуальной собственности Академии образования, социального и экономического развития. Вопросы и предложения направляйте по адресу:  aor@oss.ru или:   
Copyright © 2000 - 2003. Академия образования, социального и экономич
еского развития. Все права защищены  и зарегистрированы. Использование без сылок на сайт запрещается.  All rights reserved.
Последняя модификация: воскресенье июня 24, 2007.
Hosted by uCoz