Часть 1: от 0 до 1 года. | |
Часть 2: от 1 года до 7 лет.
Начало речи. | |
"Уроки подражания" | |
Понимание. | |
Первые слова. От года до трех. | |
"Он уже все понимает!.." | |
"... и многое может сказать!" | |
Звуки речи. | |
Речь и умственное развитие. Обобщения. | |
Речь и умственное развитие.
Знаки. От трех до пяти. | |
Возраст "почемучек". | |
Что ответить "почемучке"? | |
Учимся рассказывать. |
Русскоязычные дети заграницей. | |
Некоторые особенности развития речи ребенка из многодетной семьи. |
Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, "пока еще не поздно"? Сейчас я постараюсь рассеять некоторые ваши сомнения на этот счет. Однако, помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение
с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это
скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная
улыбка.
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым,
"гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с
ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное
общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя
интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог
ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной
речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на
интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым,
использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из
важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение
одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи
используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в
"ладушки".
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2
"лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной
ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в
конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4
"лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными
предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму",
"где папа?", "дай ручку", "нельзя").
Logoped.