Кто такие мирные дети? Многие методы ошибочно относящиеся иногда к системам раннего развития детей - идеи Монтессори, Вальдорфская школа и другие - родились довольно давно. У системы, которую мы представляем вам сегодня, - системы «максимально раннего» развития “МИР”, созданной П.В. Тюленевым, стаж не такой большой и, можно сказать, что она рождается на наших глазах. В теории “МИР” существует всего тридцать лет, на практике – чуть больше. Десятилетиями, тремя поколениями начиная с середины прошлого, 20-го века, поначалу методы этой системы собирались шаг за шагом, находка - к находке, метод - к методу. В чем ключ к пониманию этой системы? Если другие методы создавались фактически без участия самого ребенка, например, с позиции врачей (Доман) или умудренных педагогов спецучреждений для проблемных детей (М. Монтессори, Н. Зайцев), и даже родителей (Б. Никитин), то система МИР П. Тюленева – эта система созданная как бы самим ребенком, для себя самого, как самая удобная, даже детские центры называются «МИР ребенка». Кто же, кроме самого ребенка, знает свои собственные истинные резервы и способности? Вот и случилось, что при первой же возможности, когда Тюленевым были найдены необходимые и достаточные, оптимальные условия развивающей среды, Ребенок заявил взрослым: «Бросьте вы все это: я умею читать – раньше, чем ходить! И не только это». Произошло это в 1988 – 1995 году и перевернуло представления о дошкольном возрасте. Эти исторические для всего человечества годы, результаты и самые первые репортажи из мира младенца, напечатанные самим ребенком в возрасте 1 - 2 года, нашли свое место в Интернете: www.rebenok.h1.ru/recordmir.htm . Начиналась эта удивительная система воспитания, похоже, с конфликтов интересов малыша, ребенка со взрослыми, крепла она в решении конкретных, острых воспитательных задач в многодетной, по нынешним понятиям, семьи. Тут как раз вовремя подоспела научная теория программированного обучения и искусственного интеллекта, используемых для обучения появившихся недавно компьютеров. «Если уж железяку (то есть компьютер) инженеры научили читать, то почему с ребенком, высшим существом, педагоги так долго мучаются?» - задал себе вопрос в начале 70-х годов педагог и социолог П.В. Тюленев. Прошли годы, и был получен блестящий ответ. Вот уже около десяти лет видеосюжеты о маленьких гениях, читающих в возрасте 1 – 2 года, систематически показываемые по телевидению, попросту взрывают не только традиционные педагогические представления, но удивляют не только традиционных педагогов, но и бывалых специалистов и консультантов по «раннему развитию»: вчерашние новаторы сегодня превратились в консерваторов. Бесспорно, результаты, которых удается добиться детям -“мирянам”, перевернули представления об одаренных детях: читать малыши по методике Тюленева начинают раньше, чем ходить; ползать - около месяца от роду, плавать - в 3-4 месяца, примерно с года читают, с двух с половиной лет играют на музыкальных инструментах (на скрипке - с трех), в три года записывают произведения на синтезаторе в компьютере, в 4-5 лет получают начальное образование, а к 10 годам оканчивают среднюю школу… Физическое развитие не отстает от интеллектуального: пятилетние малыши, к примеру, легко бегают пяти-восьмикилометровые кроссы и делают сложные упражнения. Причем, как уверяет создатель системы “МИР”, президент Академии образования, социального и экономического развития, Павел Тюленев ( www.tyulenev.chat.ru ), это вполне обычные достижения, к которым может прийти любой обычный ребенок. Долгое время в эпоху строжайших запретов, первыми учениками Павла Тюленева были его братья и собственные дочери. Наиболее продвинутые методы «достались» младшей дочери, Ларисе, в конце 80-х годов. Начав читать и складывать слова, раньше, чем ходить, в три года эта уже малышка сама записывала на компьютере сказки и стишки своего сочинения, а к семи годам “отыграла” с куклами “в школу” добрую часть школьной программы, выучив таблицу умножения между делом, как считалочку. “Решать задачки - это моя любимая игра, - сообщала она обеспокоенной бабушке. - Особенно перед сном”. Меня же больше поразил опыт прочтения четырехлетней этой девочкой “Трех мушкетеров” и “Двадцати лет спустя”. Поразителен, впрочем, не сам этот факт, а смелость трактовки: Лариса самостоятельно решила, что главная положительная героиня тут … - Миледи, которая все делала ради своего сына, и играла не в д’Артаньяна или хотя бы Атоса, а в нее, злодейку. Какова самостоятельность мышления! Этот «мирный ребенок» сдал экстерном экзамены за начальную школу, и уже в 8 лет собирался сдавать экзамены за среднюю школу, о чем свидетельствуют видеокадры домашней хроники. Например, в возрасте 7 лет с небольшим даже выучил наизусть поэму «Евгений Онегин», а в шесть лет уже собственноручно напечатал трактаты об общественном устройстве Древнего Рима и управлении государством и даже, очерки для путешественников об особенностях обмена курсов валют! Эти документы можно посмотреть на сайте, который был сделан при участии малышки еще в 1999 году. На примере дошкольницы Ларисы оказалось, что уже с возраста 5 – 6 лет раночитающий ребенок может быть каким – никаким экспертом, «проводником» для своих родителей по части использования персонального компьютера, графических редакторов и тому подобных несложных программ. Попробуем разобраться. Конечно, первыми встают вопросы. Зачем так рано? Не всему ли свое время? Неужели каждый должен быть гением, да и вырастет ли гением маленький вундеркинд? Наконец, стоит ли лишать детей детства? Основной принцип системы “МИР” - “учить всему шутя”. Причем с самых первых дней жизни, когда даже самый вдохновенный в будущем лентяй еще смотрит на мир широко распахнутыми глазами, и в этом мире ему еще все интересно. Он пока не знает, что учеба и работа - это обуза и скука. И будет только здорово, если он никогда этого не узнает. Тогда он вряд ли научится чувствовать себя несчастным, ходя на работу. У него даже появится шанс вступить в ряды тех счастливчиков, которые получают зарплату за то, что с энтузиазмом занимаются любимым делом. Грудничок - может быть, последний из тех, у кого еще есть шанс искренне полюбить учиться и работать. И тут важно просто не упустить время. Одно из “ноу-хау” “МИРа” ( “МИР” расшифровывается как “методы интеллектуального развития), например, таково: сделать карточки с буквами и цифрами игрушками двухнедельного малыша. Опыт показывает, что груднички играют с этими не совсем обычными “пособиями” с искренним удовольствием. Родители показывают крохе эти карточки и называют их. Карточка, которую показывали малышу до сна, встречает кроху при пробуждении над его кроваткой - и малыш улыбается какой-нибудь букве “Щ” с радостью узнавания (а не хнычет, видя перед собой все ту же трещину на потолке). Позже, когда ребеночек научится трогать интересующие его предметы ручками (вступит в фазу “трогунок”, согласно терминологии “МИРа”), карточки будут подвешивать в пределах досягаемости, а он будет тянуться к ним. Позже - ползать за ними, рассматривать со всех сторон, учиться их любить. И ведь действительно: буквы уже никогда не покажутся ему скучными. От этих простых забав нетрудно перейти к интеллектуальным “играм гениев” (кто-то может назвать их играми в школу). Например, можно предложить крохе найти в ворохе карточек с буквами буковку “А” (вариант - найти новую буковку, которую мы еще не видели). Другая игра более сложная и требует самодельного алфавита с кармашками для букв-карточек: бурно порадовавшись тому, что бабушка прислала нам буковку “Б”, нужно предложить малышу “найти для нее кроватку”. Все эти приятные для ребенка занятия незаметно подводят его к тому, что уже к восьми месяцам он знает все буквы алфавита, а к году начинает складывать их в слова, точно ассоциирующиеся в его головке с предметами и людьми (ведь мама и папа так часто повторяли “имена” окружающих малыша людей и предметов). И вот, сложив рядом две карточки “М” и “А”, кроха смотрит на маму и радостно улыбается… То, что интеллектуальные впечатления раннего детства часто играли решающую роль в развитии человека, придумано, конечно, не системой “МИР”. Тому есть немало подтверждений в историях знаменитых людей, да и в воспоминаниях любого из нас. Мы любим то, что полюбили еще в детстве. Будущая знаменитая математик Софья Ковалевская росла в комнате, стены которой из соображений экономии были оклеены листами из математических книг. Малышка потихоньку рассматривала непонятные формулы, рассматривала - и научилась их любить. Многие великие музыканты, например, Моцарт (похоже, единственный на свете ребенок, искренне предпочитавший занятия музыкой играм во дворе), росли в окружении звуков. А самым, пожалуй, занятым получился путь в медицину великого Авиценны, отец которого был сборщиком налогов. Налоги в годы его детства сдавали по большей части натурой: не только монетами, но и драгоценностями, посудой, тканями, ценными камнями… Когда отец сортировал все это богатство, обстоятельно называя каждый предмет, его малыш сидел рядом и с удовольствием “обезьянничал”: ощупывал предметы, пересчитывал их вслед за отцом и сортировал. В результате он легко освоил счет и приобрел наблюдательность. Но особенно пригодилась ему в жизни привычка играть с мелкими предметами разной фактуры, так что позже его руки могли не глядя прощупывать состояние пациентских желудков и суставов. Одна из игр, предлагающихся в системе “МИР” (все обучение в этой системе вообще состоит из игр, начиная от игр для младенцев и заканчивая игровыми заданиями для подростков), так и называется: “Игра в Авиценну”. Это игра для малышей двух-трех месяцев, и состоит она из перебирания закрепленных мелких предметов разных форм и фактур. Тут очень важна роль взрослого: он называет не только предметы, но и качества, которые открывают пальчики ребенка. Так, еще совсем крохотный ребенок знакомится с довольно сложными и тонкими понятиями: “шершавый”, “скользкий”, “нежный”, “теплый”… Кто рискнет сказать, что такая обостренная чувствительность не поможет малышу вырасти наблюдательным и тонко чувствующим? Конечно, подобную игру предлагает и система воспитания по Монтессори. В идеях раннего развития вообще многое перекликается. Однако если говорить о чем-то совершенно революционном, новаторском, то в системе “МИР” таких позиций две: скорость интеллектуального развития и функциональность всех предлагаемых занятий, насыщенность времени пользой. Ассоциации с потогонной системой скорее придут в голову взрослым, чем детям, занимающимся по этой системе. Ведь малышам и более старшим детям все это: читать, печатать на машинке или компьютере, сочинять собственные книжки, решать задачки из учебников старшеклассников и ставить химические опыты ужасно нравится! Точно так же подросткам нравится защищать кандидатские и докторские диссертации. Их жизнь и впрямь не слишком напоминает нерадостные рассказы звезд спорта и кино, ставших звездами еще в детстве. Принципиальное отличие: одни по-взрослому вкалывали, другие, добиваясь взрослых результатов, как будто только и делают, что играют. Автор системы “МИР” утверждает, что играть можно во все науки, и даже для закоренелого гуманитария его система обещает предложить такие игры, которые заставят его понять и страстно полюбить математику (хотя нужно отметить, что более ранний, младенческий раздел системы проработан все-таки гораздо лучше). “Двойка ученика - это двойка учителя”, - заявляет создатель системы “МИР”, уверенный, что от удовольствия учиться не отказываются. Правда, удовольствие в этой системе регламентировано. "Школа жизни” по “МИРу” делится на 10 классов, или классмиров. Упор на раннее и суперраннее развитие уделяет особое внимание началу жизни: в первый год жизни малыша укладывается целых четыре класса. Действительно, по объему информации, поступающей в наш мозг именно в это время, первому году жизни нет равных. Образование начинается с “динацессов” - показа двух - трехнедельному крохе картинок, на которых расплывчатые облака точек, пройдя через две-три метаморфозы, превращаются в оформленные геометрические фигуры. Именно конечный результат - геометрические фигуры - крохам нравится больше всего. Они рассматривают эти более четкие картинки, а потом ищут их “отражения” в пространстве, обретая таким образом, более острое и быстрое зрение, учась вычленять главное из того расплывчатого облака, которым пока предстают младенческому взору большинство предметов и лиц. Второе - буквы. Третье - цифры. Их можно показывать и картинками, и на пальцах. Например, нет лучшего способа успокоить малыша, которого пеленают, чем начать показывать ему за спиной мамы “магические” пассы: 1, 2, 3 - на каждое таинственное слово папа выкидывает новое количество пальцев. Может, это что-то значит? - думает пеленаемый мыслитель. Через некоторое время месячный ребеночек начинает понимать значение слов “один”, “два”, “три”. И уже не прочь поиграть в предложенную игру: “Поймай мои четыре пальца! А пять пальцев поймать сможешь?”. … Четвертый “предмет”, изучаемый младенцами, - представьте себе, химия. Она пока присутствует в его жизни в качестве ненавязчиво висящей на стене системы элементов Менделеева. Так же может пристроиться на стене и карта мира (линия “Ломоносов”) - до сих пор любимый объект рассматривания многих из нас. Это еще не химия и не география, как их понимают в школе, здесь еще не пахнет зубрежкой, но какие-то очертания материков и расположения стран, вместе с названиями химических элементов уже подспудно входят в жизнь ребенка на правах друзей. Словом, малыш может вырасти «прирожденным исследователем», а методика оптимального воспитания будущего нобелевского лауреата так и называется: «исследовать – раньше, чем ходить. Шестое - линия “Художник”: знакомство с миром графических изображений. Оно начинается с показа младенцу фотографий родных - это помогает ребеночку понять сам принцип художественного воссоздания жизни. Детям постарше под силу прокладывать логические цепочки от вовремя показанной фотографии актера или певца до его “живого” изображения в телевизоре, и уж совсем сложным, объемным становится восприятие мира малыша, которому одновременно показывают портрет Чайковского и дают послушать “Времен года”, не забывая все это комментировать, разумеется. Так в сознании грудничка появляется образ гармоничного, многогранного мира. Впрочем, появляется ли? Не возможна ли при таком насыщенном режиме банальная перегрузка мозгов? Барометром для ответов на эти вопросы может служить лишь настроение самого “ученика”: его улыбки, проявление интереса, желание продолжать игру. Практика показывает, что малышам чаще всего нравится брать новые интеллектуальные высоты, тем более, что их постоянно хвалят. Однако не стоит забывать: это игра. Никто никого не заставляет. Надоела одна игра - возьмем другую. К счастью, ребенка отнюдь не призывают жестко отлучать от “малоинтеллектуальных” мячиков или кукол. Хотя использовать их в игре в школу будет, конечно, еще лучше. В идеале же все, что встречается малышу на пути - сначала в его кроватке, превращенной в “микрошколу”, потом - в комнате- “минишколе”, потом - в большой жизни, может и должно развивать его эрудицию, фантазию и наблюдательность. Все должно идти на алтарь науки, так что от родителей или гувернеров требуются немалая эрудиция и энергетика! Седьмая линия развития - “Предприниматель”, учит правильно меняться карточками. Восьмое направление мысли зовется “Руководитель” и призвано помочь малышу управлять другими людьми. Для начала кроха учится руководить мамой и бабушкой. Сначала он “вместе с ними” осуществляет простейшее действие, например, заваривает чай. Мама комментирует все свои действия. На другой день она уже предлагает малышу помочь ей и подсказать, что ей нужно сделать. Кроха, даже не умеющий говорить, пальчиком показывает, что надо взять чайник, вылить из него спитой чай и т.д. Со временем, наслаждаясь мнимой властью, малыш имеет возможность освоить довольно сложные блюда - правда, пока на уровне указаний. В будущем эту игру можно будет переименовать в “Повара” или “Президента” - последнее зависит от желаний игрока. Девятый предмет необычной школы - “Чемпион”. Физкультуру по этой системе можно осваивать уже с первых дней, уча малыша подвижным играм ручками (“поймал - не поймал”, “хлопнул-увернулся”), предлагая ему развивать ручки, “подтягиваясь” по красивой веревочке, спускающейся к кроватке. Наконец, дело доходит до десятого предмета - физики. И тут оказывается, что этот сложнейший для многих из нас предметов тоже может быть интересной забавой. Игрушечка - “кися” то кружится над лежащим младенцем, то качается вправо-влево, то “падает” к нему, вызывая бурю удовольствия… Между тем, так месячный кроха запоминает названия движений. Это - программа первого класса. То есть первых 2,5 месяцев жизни. А всего классов десять (предметы остаются теми же; а класс “Ломоносов” включает в себя еще и изучение естественных наук, благодаря чему каждая прогулка с ребенком превращается в изучение окружающей природы, наблюдение за животными и растениями, подсчет лепестков на цветке сирени и разговор о свойствах плодах шиповника). Естественно, чем старше становится малыш, тем интереснее и сложнее становятся предлагаемые ему задания и игры. Окружающий мир становится многограннее и богаче, оставаясь при этом старым знакомым. А будущий гений просто не успевает потерять интерес к познанию. Ему хочется еще, больше и многого. Он выдумывает новые игры, сочиняет истории и в конце контрольной требует у учителя задач “на смекалку”. По убеждению Павла Тюленева, базис, заложенный в младенчестве и раннем детстве правильным интеллектуальным развитием, снимает впоследствии массу проблем и позволяет освоить школьную программу к 10-11 годам как орешки. Мы же добавим из более раннего: в прошлом такой ребенок наверняка был находкой для родителей, потому что легко умел занять себя сам и никогда не канючил: “Ну почитай! Ну расскажи!”… Еще, пожалуй, и других организовывал на игру (возможно, пользуясь уроками “Руководителя”). А еще раньше не начинал немедленно хныкать, проснувшись, а с любопытством принимался исследовать очередной родительский сюрприз: какую-то новую карточку, картинку, игрушку… Сам Павел Тюленев, кстати, привел такой эпизод из собственной семейной практики: его маленькая дочка просыпалась обычно раньше всех, но никому не мешала. Дело в том, что рядом с кроватью она каждое утро обнаруживала новую книжку, и это надолго давало ей пищу для ума. И все-таки эта благостная картина оставляет вопросы. Прежде всего, решившись следовать системе, придется осознать, что “МИР” - это именно система, и довольно жесткая, не склонная принимать импровизацию и отступления. Дело, наверное, все-таки не в антипатии к свободе, а в строго научной просчитанности предлагаемого. Взять, например, карточки с буквами, цифрами и картинками. Лучше всего брать их уже готовыми в Центре “Мир детей” (там же можно обзавестись литературой, пособиями, брошюрами с ответами на вопросы и связаться с единомышленниками). Делая карточки самим, нужно выдерживать параметры: размер - половина тетрадного листа, часть карточек должна быть черно-белого цвета, для обучения чтению допускаются слова с картинками. В первый год жизни ребенку стоит показать примерно 365 карточек-слов (давая рассматривать и ощупывать все изображенные предметы), на втором году добавлять по четыре слова в день, на третьем - по девять…Давать малышу слушать музыку лучше после обеда, а устраивать интеллектуальные занятия - после второго пробуждения (около 11 часов)… Таких ограничений, призванных с максимальной отдачей использовать свободное время крохи, много. Вникая в суть системы, понимаешь, что все эти правила, и в том числе призыв не пользоваться пособиями других школ - на самом деле, неплохи. Это просто продуманный оптимальный режим развития малыша именно по этой системе – все другое будет не оптимальным, станет помехой на вашем пути. Но если не знать чего-то из множества рекомендаций и просто поэтически, из лучших побуждений отдаться “на волю волн”, можно наделать массу ошибок. Например, система “МИР” аргументировано отрицает любимые многими прыгунки, ходунки, обычай постоянно носить ребенка на руках и даже импортные кроватки (оказывается, эти последние мало пригодны для оборудования их развивающими пособиями). Такая жесткость может, пожалуй, обескуражить не слишком внимательного адепта “МИРа” - оказывается, он все это время приносил ребенку вред! Войдешь в комнату, чтобы в родительском порыве нежности обнять малыша, погруженного в свои кубики, - и окажется, что перебил его работу… Но это еще не все. Рекомендации других школ раннего развития (Зайцев, Доман, Монтессори) “МИР” почти без оговорок объявляет шагом к деградации, поскольку в этих методиках выявляется множество очевидных ошибок: слишком громоздкие карточки, обучение идет целым словам а не буквам, напряженный график занятий, высокие требования к квалификации воспитателей, слабое использование ролевых игр и тому подобное. Да и откуда было знать создателям старых методик какими могут быть размеры или, скажем, самые ранние сроки усвоения букв или слогов? Ведь только в 1988 году П.В. Тюленев со своими воспитанниками и их родителями впервые в истории человека, как вида, доказал, что годовалые малыши могут читать … обычный книжный и даже газетный текст! Как следствие устаревших представлений – ни одна из этих методик, прямо скажем, «не очень раннего развития», не может приблизиться к срокам «читать – раньше, чем ходить», поскольку там изначально были другие цели и сроки, используются другие карточки, другие буквы. Впрочем, оговорки имеются: если ребенку уже 3 – 4 года, то начинать лучше с более поздних, специализированных методик чтения, с кубиков, например, а уж потом продолжать по системе МИР. Но ведь в системе МИР есть и другие методики, позволяющие обучить считать, знать ноты, предпринимать и др. – раньше, чем ходить.С полным перечнем и характеристиками всех рекомендаций любой родитель может ознакомиться на сайте www.rebenok.h1.ru . Создается ситуация с довольно жесткими рамками: верь “МИРу” - или вреди своему ребенку. Вообще вредным воздействием с известной долей уверенности можно счесть все, что не полезно. Уже наступили времена, когда имеются педиатры, врачи, специалисты, которые непрерывно наблюдают за читающими с возраста в 9 месяцев младенцами! Так что вопросы медицинского характера можно задавать специалистам (тел. в Москве: 567-46-47, Ольга Ивановна, Лариса Васильевна и др.). И тут возникает, возможно, самый главный вопрос: вопрос общения со сверстниками и интеграции в обществе. Скажем честно: это вопрос создания общества для людей новой формации. Общества юных и не очень интеллектуалов, у которых “глаз горит” не на сомнительные развлечения в подворотне, а на новую книгу. Такой мощной прослойки у нас пока нет. Есть общеобразовательные школы, в которые, к счастью, сейчас никто не обязан ходить (есть закон о домашнем образовании), и антипатия “нормальных” ребят и студентов к маленькому выскочке-вундеркинду. Решение этих проблем во многом зависит от родителей, которым бы хотелось оптимально раскрыть задатки своих детей и помешать им возненавидеть знания (что так хорошо получается в школе, умудряющейся к октябрю отвратить от себя самого восторженного первоклашку), но не лишать счастья общения и дружбы. Сейчас такие родители объединяются и самостоятельно создают муниципальные (а потому бесплатные) “МИРовские” детские сады, обещающие вылиться в систему “детский сад - школа - вуз”. Что будет дальше - посмотрим. На данный же момент попытка талантливых “МИРовских” детей усидеть на двух стульях, то есть и развиваться с опережением, творчески, и посещать нормальную школу, чаще всего выливается все-таки в предсказанную Тюленевым деградацию. Как дело обстояло с вундеркиндами раньше? Судьба большинства вундеркиндов была горькой - перегорали, нивелировались до общего уровня… Любовь к наукам и искусствам, полученная в детстве, повисала в воздухе. Потенциал, заложенный в детстве, и сегодня вытравляется скучной школьной рутиной. Идти вперед в школе как бы некуда и незачем, невозможно и поэтому скучно… Зачастую получается, что единственное, чему учит школа умного ребенка, - это делать не самую интересную работу (что тоже, конечно, нужно уметь) и искусственно тормозить свое развитие. Естественный выход – сдавать экзамены экстерном и получать одно а то и два высших образования еще до исполнения 18-ти лет. Сегодня многие мирные дети так и поступают, к радости родителей, которым не приходится платить за образование, и к скрытому негодованию учителей традиционных школ, остающихся без послушной и безропотной паствы. «Мирные родители», занимающиеся в детьми по сисеме МИР, поступают еще мудрее: объединяются в клубы, создают пользуясь новым законом об образовании, не только дошкольные учреждения, но и «детские сады - школы – вузы МИР ребенка» под методическим руководством Академии П.В. Тюленева, в которой ведется подготовка к реализации интеграционной программы «Пять высших образований – до 18 лет». Вот уже несколько лет осуществляется централизованная запись членов клуба «Читать – раньше, чем ходить» в эту систему оптимального образования (тел.: 112-91-96). Выигрыш мирных семей очевиден, и он не только материален, но и составляет порой до 10 лет на одного ребенка, если сравнивать с теми, кто идет по накатанной «традиционной» дорожке. На данный момент система “МИР” представляет собой маленькую республику, издающую массу пособий и развивающих комплектов и проводящую регулярные семинары для родителей и педагогов. Она обзаводится сетью центров в России и за рубежом, имеет свою Академию, детские сады и школы в разных городах России. И, надеемся, она будет расти, сняв с повестки многие из названных выше проблем. Пожелаем ей удачи. Е. Леонтьева Контакт: Центр “Мир Ребенка”, т. 419-01-06. |
|