Научить играть в шахматы - раньше, чем ходить. Вопрос 63. Как развить в ребенке
способности к шахматам?
Как
научить играть в шахматы?
Шахматы
в системе МИР.
Методика Тюленева: МИР шахмат.
- В системе МИР имеется методика “Играть
в шахматы - раньше, чем ходить”, которая
позволяет реализовать программу воспитания
шахматного чемпиона. Она условно называется и
обозначается КАРКАС, от фамилий наших
прославленных чемпионов, Карпова и Каспарова.
Эта программа относится к дополнительным
программам развития и образования. Вот основные положения этой методики. 1). В качестве одной из программ для “смотрунка”
добавляете для просмотра карточки с
изображением шахматных фигур и шахматной
нотации. 2). Для “трогунка” программы также
расширяются карточками программы КАРКАС с целью
ощупывание карточек и фигур, дающих ребенку
возможность дальнейшего освоения опорных
образов шахмат. 3). Все остальные классмиры также должны содержать элементы
освоения образов шахматной игры. Программа освоение шахматной доски и операций начинаются “сидунком” с игры “Ищем поле А1”. Делается это по специальной методике, которая повторяется с ребенком для всех 64 полей шахматной доски. Вот краткое изложение некоторых моментов методики "КарКас" П.В. Тюленева: 1. Родитель устанавливает любую шахматную доску, или ламинированную, за 2 у.е. (со специальной инструкцией), которую можно приобрести в Центре "МИР ребенка" 2. Показывает пальцем поле А1 и говорит: "Это поле А один"! 3.
Обращаясь тут же к малышу, говорите: "Ну ка,
покажи поле А один"? 4. Родитель или няня берет в руки пешку, и четко заявляет: "Пешку - на поле "А один"! И с небольшим стуком ставит эту пешку на поле А1. Малыш удивлен и в восторге. 5. "На тебе пешку, вот так правильно бери. Командуете: "СТАВЬ ПЕШКУ НА А один!" Научившись
ставить пешку на поле А1 занятие заканчиваее.
Посмотрите, что будет завтра утром: семимесячный
малыш сам притащит шахматную доску на кухню: "Давай
грать в шахматы!" Следующий этап - серия игр в
догонялки, когда вы и ребенок играете на
шахматной доске фигурами в “догонялки”, причем
начинаете с самой простейших фигур, с пешек. Все
это повторяется для всех парных сочетаний
шахматных фигур. После нескольких повторений,
простейшие “догонялки” вы можете играть “вслепую”,
называя фигуры и поля по памяти. Ребенок двух -
трех лет мгновенно осваивает подобную игру - ею
можно заниматься и на прогулке. В процессе игр в “шахматные
догонялки” вы с ребенком вплотную подходите к
образу финала игры, простейшего варианта
эндшпиля, когда пытаетесь загнать короля в угол.
То есть собственно шахматы начинаются с теории
эндшпиля, то есть, окончания игры. Очень скоро
выясняется, что короля не так то просто загнать в
угол - даже ферзю это не под силу, и понадобятся
другие фигуры и, разумеется, сам король. Умение
оптимально разыграть с тремя фигурами на доске
эндшпиль, играя королем и ферзем - это первое
шахматное открытие малыша и, одновременно,
необходимый и элементарный навык. Однако, чтобы
до этого дойти, вам с малышом придется потратить
пару дней для того, чтобы ребенок научился
блокировать вражеского короля на одной линии, у
края доски. Только сознательно владея техникой
этого блокирования малыш сможет перейти к
достижению главной цели - пониманию “мата”
королю. Но до этого вам придется
довольствоваться бесчисленной серией “патов”,
ничьими, в которые умело защищающийся король
будет стремиться попасть. Аналогичные маневры предстоит
пройти и с другими фигурами: “ладьями”, “офицерами”
и т.д. Количество фигур на доске будет возрастать
с каждой неделей. К началу полноценной партии
ребенок будет точно знать, к чему нужно
стремиться с самого начала игры. Хотя до теории
дебютов еще очень далеко, следует иметь в виду,
что каждое принятое в шахматной практике начало
игры ребенок легко запомнит на несколько ходов,
особенно если привыкнет к чтению шахматных
партий, то есть освоит “шахматную нотацию” еще
до исполнения года - двух. Для успешного освоения программы
КАРКАС в системе МИР проводятся специальные
консультации для родителей. Более подробные материалы по обучению игре в шахматы - см. в РК МИР-2 |
|