Центр интеллекта

Программа П.В. Тюленева: "КАЖДОЙ СЕМЬЕ - ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ";
© Содержание сайта
©
Человек Развитый
©
Раннее развитие
© Система МИР
© П.В. Тюленев  
©
Последователи
© Другие авторы
© Читать - раньше, чем ходить 
©
Печатать - раньше, чем ходить
©
В пять лет - в пятый класс - 1992 г.
©
Другие методы  
©
Интеллектика
@
Детские сады
© Ребенку- геном на CD
©
Публикации
®
Карта - каталог
® Пособия. ® Игры. 
®
Общий прайс - лист 
®
Магазины ® Семинары
® Конгресс родителей
@
Школы и вузы
@ Развивающие комплекты
@
Заказать
@ МИР-1
@ МИР-2
@ МИР-3
@
Многоязыкий
ребенок
@ Родительский клуб @ Проекты
@ У Вас вопрос
@ Предложениея
@ Написать письмо @ Регистрация  
@ Вакансии
Полное оптимальное образование, или диссертация - к возрасту 18 лет

Геномика Долголетие Альтерн. медицина Родителям Центр интеллекта МИР книг, 1 МИР детства Президент Недостатки Центры раннего развития Видеотелефон Общ. движения Форум МИР ребенка

Центры интеллекта

Об открытии нервного центра интеллекта. Где находятся центры интеллекта? История, догадки, эксперименты и открытия. Родителям использовать эти сведения - рекомендации системы МИР, П.В, Тюленев.  Данные о результатах исследования центров интеллекта используются в "системе МИР" - системе оптимального развития и  образования детей ( см. результаты, книги, программы и пособия:  www.rebenok.h1.ru, www.larisa.h1.ru, www.rusmirr.narod.ru ) .

 

 

Было время, когда о назначении того или иного отдела мозга судили по тому, какая функция нарушалась, если травма или болезнь выводили его из строя. Именно так узнали, что центры речи расположены в височных долях коры, центры зрения в затылочных и так далее. Затем выяснилась роль лобных долей, как регулятора сложных форм поведения, помогающего нам организовывать свои мысли и действия для достижения намеченных целей, сличать эти действия с первоначальными намерениями, находить ошибки и исправлять их. Повреждение лобных долей отдавало человека во власть стереотипов и случайных импульсов. Менялась его личность, снижались умственные способности.

Одно удивляло исследователей - иногда это снижение было несоизмеримо с размерами травмы. В 70-х годах нейропсихологи объясняли это тем, что людям в повседневной жизни не слишком часто случается напрягать свой ум: жизнь течет по руслу привычных навыков и устоявшихся стереотипов. Недаром от повреждения лобных долей сильнее всего страдают дети, которые больше не могут учиться, и творческие личности, которыми ничего нового не создать.

"Это была наивная концепция, хотя отчасти и верная, - говорит Джон Дункан - нейропсихолог из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии. - Дело в том, что лобные доли в функциональном отношении неоднородны. Решением интеллектуальных задач заняты лишь их боковые участки, примыкающие к кончикам бровей, а точнее - к тому месту, на которое опирается ваша ладонь, когда вы сидите, чуть опустив на нее голову, и о чем-нибудь мечтаете. У тех, чей интеллект был в относительной сохранности, эти участки мозга могли при травмах остаться целы".

Джон Дункан вместе со своими коллегами и открыл эти центры интеллекта, находящиеся в обоих полушариях мозга, в области боковой лобной коры. Открыл благодаря тому, что искал их не по старинке, анализируя патологию, а методом позитронно-эмиссионной томографии, о котором первооткрыватели лобных функций и не мечтали.

О том, что боковые участки лобных долей должны активизироваться при решении интеллектуальных задач Дункан догадывался и раньше. Эксперимент лишь подтвердил его догадку. В опытах других нейропсихологов, исследовавших память, эти участки активизировались, когда испытуемые пытались удержать перед мысленным взором несколько разнородных предметов сразу. В тысячный раз эти опыты показали, что пределом такого удержания является число семь - "магическая семерка". Таков средний объем оперативной памяти. Но напрячь эту память - одно, а решить задачу, пусть и не очень сложную, и пусть даже с участием той же оперативной памяти - другое.

Для проверки своей гипотезы Дункан выбрал две задачи типа тех, что можно найти в тестах на коэффициент интеллектуальности. Первая была пространственная: из четырех фигур следовало выделить одну, отличавшуюся принципом своего построения от остальных. Вторая - словесная, точнее - буквенная: по тому же признаку выделить из четырех буквенных сочетаний одно. 60 испытуемых в возрасте от 29 до 50 лет решали эти задачи. И у всех шестидесяти томографы показал активизацию боковых участков лобных долей, что было прекрасно видно на экране.

"Похоже на то, что эти участки - главный штаб всей интеллектуальной работы мозга - говорит Дункан. - Туда стекаются донесения из других мозговых зон, там идет обработка получаемой информации, анализируются задачи и отыскивается их решение". "Нервная основа общего интеллекта", - так озаглавили исследователи свою статью, опубликованную в журнале "Science". - "Наука".

Никто из нейропсихологов или неврологов не оспаривает ни результатов дункановского исследования, ни его методики, то, что он обнаружил, является закономерным, логическим продолжением предшествующих этапов в изучении лобных долей и мозга в целом. Но не все ученые соглашаются с Дунканом в том, что он нашел нервную основу интеллекта вообще. Одних, как например Марию Баниш, нейропсихолога из Колорадского университета в Боулдере, воскликнувшую: "Вот где прячется гениальность"! - он убедил. Других, как например, Роберта Стернберга - психолога из Йельского университета - нет.

В своем эссе "Перспективы", сопровождающем в журнале "Science" сообщение Дункана и его сотрудников. Стернберг пишет, что пока мы имеем дело с довольно узким взглядом на сущность интеллекта. Многие исследователи прямо одержимы тестами на коэффициент интеллектуальности, но это глубочайшая ошибка. В этих тестах воплощен определенный тип культуры и определенный тип сообразительности, близкий к тому, которым обладают победители всевозможных викторин. Могут ли подобные тесты служить показателями основательного знания философии или космологии? Могут ли они свидетельствовать о том, что человека, который с успехом прошел их, ожидает вообще успех в жизни? Стернберг напоминает, что оба кандидата в президенты США - Ал Гор и Джордж Буш, будучи студентами, могли похвалиться весьма средними показателями в подобных тестах, но любой американец скажет, что независимо от того, кто из них одержит верх на выборах, оба они добились в жизни исключительного успеха.

Дункан и его сотрудники утверждает, что по характеру активности боковой лобной коры они могут судить о том, легко ли человек будут решать задачи из тестов на коэффициент интеллектуальности, склонен он к подобным задачам или нет. Быть может, он склонен к решению задач иного рода, или вообще не склонен ни к каким задачам и ни к каким решениям, что скорее говорит о его темпераменте , чем об умственных способностях.

Дункан считает, что ему удалось решить старинный спор между двумя соперничающими гипотезами о природе интеллекта, выдвинутых английскими психологами. Одну из них почти сто лет назад сформулировал Чарльз Спирмен. Он предположил, что существует некий общий фактор, который позволяет нам без труда выполнять познавательные тесты самого разного типа. Несколько позже его оппонент Годфри Томсон предположил, что для решения достаточно трудной познавательной задачи мозгу требуется не один какой-то фактор, а множество механизмов для обработки информации, так сказать, информационных процессоров.

По словам Дункана, его опыты убедительно показывают правоту Спирмена: боковая лобная кора это и есть именно тот фактор, который имел в виду психолог. "Я это предвидел, - говорит он, - и поэтому не удивился своим результатам". "Но имел ли в виду Спирмен тесты на коэффициент интеллектуальности, о которых в свое время и не слыхивали"? - иронизирует скептики. Если имел, то Дункан прав, если нет, то вопрос о нервной основе всего интеллекта, остается открытым.

Открытыми, а проще сказать - нерешенными, остаются еще много вопросов, и Дункан собирается заняться ими в ближайшее время. Он признает, например, что позитронно-эмиссионная томография - метод уже устаревший, и по сравнению с магнитно-резонасным сканированием менее информативный. Но он начинал свои эксперименты, когда томография применялась широко, а магнитный резонанс только входил в употребление, и менять метод на полдороге было глупо. Новые же исследования, и прежде всего - сравнение активности лобной коры у людей с высоким и низким коэффициентом интеллектуальности он, разумеется, проведет на магнитно-резонансной аппаратуре.

Всякий человек рождается с лобными долями, но сложная их структура у всех, видимо, различна, и это не может не отражаться на особенностях интеллекта. Обыкновенный человек, как говорил Уильям Джемс, видит одну стороны проблемы, гений же охватывает все ее стороны сразу. Когда Дункан опубликовал результаты своих экспериментов, нейропсихологи задались вопросом: насколько развита боковая кора у ребенка? Иначе говоря, сколько в активности этой коры врожденного и сколько приобретенного в процессе взросления? Будет ли она развиваться и тренироваться по мере развития и тренировки функции?

Когда испытуемые решали у Дункана пространственные задачи, у них боковая лобная кора активизировалась в обеих полушариях, а когда буквенные - только в левом. Если бы пространственные задачи возбуждали одно правое полушарие, что и ожидалось, загадки бы не было. Известно, что правое занято ориентацией в пространстве, а левое - словами и знаковыми системами. Что же происходило здесь? То ли в пространственных образах угадывались и знаки, требовавшие участия левого полушария, то ли как предположил сам Дункан, буквенные и вообще вербальные задачи могут решаться в полсилы, так сказать, "одной левой", а на пространственные требуется полная отдача энергии? В пользу этого неожиданного объяснения свидетельствует тот факт, что при решении пространственных задач кроме лобной коры активизировались и некоторые другие участки мозга.

"Все эти вопросы разрешимы", - говорит Эрл Миллер, профессор неврологии в Массачусетском технологическом институте. Миллер уверен, что на некоторые из них ответит сам Дункан, на некоторые - другие ученые. "Роль боковой лобной коры, в которой нельзя не видеть центра, интегрирующего важную информацию, приходящую как извне так и изнутри, будет окончательно выяснена - говорит он. - Дункана критикуют за то, что он чересчур смело и поспешно назвал этот участок основой всего интеллекта. Но ведь никто еще не доказал, что это не так".

Е. Муслин, Л. Шукаева

 

 
"Читать - раньше, чем ходить" - самое замечательное гуманитарное открытие 20-го века
Home Up Бессмертие: пути Иностранный язык Интеллект
"Раннее развитие ребенка" и "Система МИР", а так же названия методов "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить" и т.д. являются защищенными объектами интеллектуальной собственности Академии образования, социального и экономического развития. Вопросы и предложения направляйте по адресу:  aor@oss.ru или:   
Copyright © 2000 - 2003. Академия образования, социального и экономич
еского развития. Все права защищены  и зарегистрированы. Использование без сылок на сайт запрещается.  All rights reserved.
Последняя модификация: воскресенье июня 24, 2007.
Hosted by uCoz